fbpx

Блог

и другие полезные материалы.

Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления

Ernest Rossi, Kathryn Rossi, перевод с англ. Ю.Багинской

Применение, научное обоснование и практическое исследование

Открытое приглашение к позитивной психотерапии, клиническому и экспериментальному исследованию.

Введение

Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления (ТПГОИ) — это результат 50-ти летних исследований истории творчества, консультирования, психотерапии и исцеления тела и души (Росси, 1967, 1968, 2002, 2007).

Настоящий протокол — это диагностический и терапевтический труд, призванный к содействию творческим возможностям психологического опыта и благоприятным изменениям сознания путем оптимизации генной экспрессии и пластичности мозга. В данном протоколе предлагается простая 4-х ступенчатая модель творческого процесса, способствующая достижению максимальной эффективности в ходе индивидуальной терапевтической работы, без применения традиционного психодинамического анализа и методов клинической диагностики.

Многие из вас удивятся, обнаружив, что осознание чуда, мудрости, правды и красоты в ходе творческого процесса может стимулировать экспрессию генов и пластичность мозга.
Особенно важным для понимания представляется тот факт, что наши высшие и наиболее вдохновенные состояния сознания могут способствовать психологическому здоровью и благополучию, тогда как стресс и травма могут негативно на них влиять.
Взаимодействие между генами и сознанием отражается на состоянии нашего ума, тела и духа, следствием чего становится улучшение здоровья и самочувствия, или, наоборот, развитие недугов и противоречий.

Согласно выступлениям лауреатов Нобелевской премии на общегосударственных политических форумах, изучение процессов генной экспрессии и функционирования нейронных сетей чрезвычайно важно для будущего исследования психического здоровья человека (Аkil et al., 2010).

Данное пособие будет полезно студентам, консультантам, тренерам, учителям и психотерапевтам при проведении исследований в области генной экспрессии и пластичности мозга.

Психобиологическая основа протокола (ТПГОИ)

Материалы протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» соответствуют данным современных исследований в области эпигенетики (Petronis, 2010), функциональной геномики (Geschwind & Konopka, 2009), биоинформатики, нейробиологии и психосоциальной геномики (Atkinson et al., 2010; Rossi, 1972/1985/2000, 2002, 2004, 2007; Rossi & Iannotti et al., 2008; Rossi & Rossi, 2010; Rossi, Vyas et al. 2010). В одном из последних выпусков журнала Nature (Nobrega, 2010) была опубликована интереснейшая статья о важных научных открытиях в области взаимодействия между генами и сознанием, а также о методиках исцеления с использованием эпигенетического подхода.

«Экспрессия генов – это клеточный процесс, в ходе которого наследственная информация в молекуле ДНК преобразуется в функциональный продукт (белок). Экспрессия генов может регулироваться на многих уровнях: во время транскрипции РНК из ДНК, трансляции матричного РНК в белок, а также на эпигенетическом уровне, при изменении структуры хроматина. Несмотря на то, что наибольшее внимание уделяется возможности регуляции процесса транскрипции, остальные компоненты не менее важны.

Данные исследования, проведенного Томом Мистели (Национальный институт рака, Бетесда) совместно с группой экспертов, отражают взаимодействие между внешне не связанными между собой компонентами процесса регуляции генной экспрессии (Luco et el., 2010). Авторы исследования описали, каким образом процесс альтернативного сплайсинга (от англ. splice — сращивать или склеивать концы чего-либо — процесс вырезания определенных нуклеотидных последовательностей из молекул РНК и соединения последовательностей, сохраняющихся в «зрелой» молекуле) РНК может регулироваться посредством особых химических модификаций в структуре хроматина. Кроме того, было обнаружено, что модель сплайсига РНК определяется конкретным набором изменений в гистонах. По мнению экспертов, данный механизм типичен для нескольких десятков или сотен генов в геноме человека.

Результаты данного исследования имеют важное значение для понимания взаимосвязи между механизмами регуляции транскрипции РНК, модификацией гистонов, пост-транскрипционными процессами и альтернативным сплайсингом. В частности, было обнаружено, что хроматин может регулировать не только объем выработки протеинов в клетках, но и типы вырабатываемых протеинов.

Кроме того, некоторые интересные исследования показывают, что молекулы, которые управляют транскрипцией РНК, способны также регулировать эпигенетические модификации и модели альтернативного сплайсинга РНК, а также участвовать в межклеточной транспортировке РНК. В работах Мистели и его коллег показано, какая взаимосвязь существует между различными компонентами регуляции генов» (стр. 11).

Если мы верим, что консультирование, психотерапия, исцеление тела и разума и гипноз являются основным посылом трансформации мысли в действие у реципиента, то мы можем также предположить, что консультирование, психотерапия и терапевтический гипноз возникли раньше приблизительно на целое столетие, чем современные исследования в области эпигенетики и нейронаук, занимающихся вопросами генной экспрессии и пластичности мозга (Wetterstrand, 1902). По нашему мнению, данные эпигенетики и молекулярной геномики позволят ученым расширить традиционный, когнитивно-поведенческий подход к терапевтическому гипнозу (Luco et al., 2010).

Возможно, новейшая идеопластическая шкала «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» станет основой изучения и оценки воздействия молекул и генов в организме на различные формы исцеления тела и разума (медитацию, гипноз, активную визуализацию, музыкальную терапию и др.). Наш протокол не противоречит данным указанных исследований, которые на сегодняшний день поддерживает и рекомендует Национальный институт психического здоровья (Aikl et al., 2010; Insel, 2009, 2010).

Практическое применение протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» занимает не более 20-30 минут. Приложенная к протоколу статистическая форма обычно заполняется непосредственно специалистом, однако может быть адаптирована и для применения в терапевтической группе. На сегодняшний день требуются значительные исследования для обеспечения адекватности применения и достоверности первой версии протокола «Творческий психосоциальный и геномный опыт исцеления» на многих уровнях от когнитивно-поведенческого до молекулярно-геномного.

Протокол «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» и научное к нему обоснование являются принципиально новым терапевтическим подходом, обеспечивающим восстановление внутренних ресурсов человека и гибкости ума для реабилитации, исцеления, обретения здоровья. (Rossi et al., 2011, в печати). Информация, представленная в данном протоколе, позволяет облегчать процессы решения проблем и способствует исцелению при помощи генной экспрессии, базирующейся на опыте человека. Процесс генной экспрессии регулирует различные эпигенетические взаимодействия между телом и разумом, которые являются основополагающими механизмами в формировании иммунной защиты организма и улучшении сознания, творческого мышления, сновидений, памяти, обучения и личностного роста (Atkinson et al., 2010; Rossi, Iannotti et al. 2008; Rossi, Vyas et al., 2010).

По нашему мнению, данный протокол может стать инструментом для оценки генной экспрессии, основанной на предыдущем опыте и деятельности (исследуется с помощью ДНК-микрочипов), а также пластичности мозга (выявляется через функциональную МРТ). Результаты наших исследований будут полезны для изучения психологического развития человека, в медицине и реабилитации. Мы предлагаем читателям ознакомиться с различными гипотезами и научными предположениями, которые требуют дальнейших исследований и анализа. Разработанный нами протокол необходимо сравнить с терапевтическими протоколами, которые на сегодняшний день применяются в психологии, психотерапии и терапевтическом гипнозе. Поэтому мы обращаемся к участникам исследовательских и рабочих групп в смежных областях с предложением присоединиться к нашему открытому исследованию на всех уровнях – от когнитивно-поведенческого до молекулярно-геномного.

Согласно результатам наших исследований, применение протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» позволяет:
1) уменьшить дисфункциональные воспаления (связанные с хроническими болевыми синдромами и несвоевременным лечением),
2) снизить оксидативный стресс (связанный с различными хроническими заболеваниями, а также старением организма),
3) повысить активность стволовых клеток, участвующих в процессах регенерации и реабилитации во многих органах человеческого тела.

Использование протокола является важным источником для развития гибкости человеческого ума и восстановления внутренних ресурсов (Rossi, Ianotti et al. 2008; Atkinson et al., 2010; Rossi et al. 2011).

ПРИМЕНЕНИЕ И НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОТОКОЛА «ТВОРЧЕСКИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ГЕНОМНЫЙ ОПЫТ ИСЦЕЛЕНИЯ»

Введение 

Определение степени начального стресса, симптома или проблемы

Начало эксперимента_______ч.мин Начальный уровень стресса и симптома: 0%… 50%…100%

Есть две причины, по которым мы регистрируем начало проведения эксперимента по протоколу «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Время суток является важным фактором, определяющим, когда происходит зависящая от опыта экспрессия генов в нормальных человеческих циркадианных и ультрадианных ритмах базового цикла покоя-активности (Lloyd & Rossi, 1992, 2008). Фиксация начала эксперимента необходима также для оценки психической активности субъекта исследования, а также терапевтической реакции по шкале, представленной ниже. Мы регистрируем начальные показатели выраженности стресса или симптомов для того, чтобы впоследствии рассчитать уровень их снижения (пункт 10). Начальный уровень стресса или выраженности симптомов является субъективным показателем и записывается со слов испытуемого до начала эксперимента. Психотерапевт начинает эксперимент со слов: «Определите, каким, по Вашему мнению, является уровень стресса (симптома, проблемы), ощущаемого Вами в данный момент? 100% — наиболее сильная степень, испытываемая Вами когда-либо, 50% — средний уровень, 0% — полное отсутствие стресса».

Этап 1: Чудо наблюдаемого сознания – любопытство, направленное внимание, позитивное ожидание

Наиболее важным аспектом протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» является формирование заинтересованности и стремления к познанию у субъекта исследования. Наша цель – научить человека внимательности и чуткости к различным нюансам самонаблюдения, самопомощи и самоисцеления с помощью внутренних моделей взаимодействия между телом и сознанием. Поддержка проявлений любопытства, направленного внимания и позитивных ожиданий является первым шагом нашей Четырехступенчатой Системы Творческого Процесса в Психотерапии, которая оптимизирует данный протокол на всех уровнях, от уровня сознания до генного уровня (Lloyd & Rossi, 1992, 2008; Rossi, 2002, 2204).

Психотерапевт выстраивает модель отражения действительности при помощи ладоней рук, располагая их на уровне груди на расстоянии 15-20 см (6-8 дюймов) друг от друга (см. рис. 1). В этой исходной позиции руки символизируют безопасное внутреннее пространство (temnos) или «контейнер», в котором человек может вести творческий диалог или испытывать конфликт между симптомами и проблемами; нерешенные вопросы в этой позиции располагаются в одной руке, а в противоположной – будущие решения заданных вопросов. Эти решения пока неизвестны, поскольку они не созданы на уровне генной экспрессии и в сознании человека. По этой причине у человека есть проблема.

Психотерапевт, конечно, также не располагает решениями проблем пациента. С этого момента психотерапевт и пациент вместе включаются в поиск чуда и радости нового сознания, которое, возможно, станет ключом к решению вопросов пациента тем способом, который Карл Юнг называл «Проблема Противоположностей». Осознание внутренних «конфликтующих противоположностей» зачастую активизирует собственные ресурсы человека, накопленные из предыдущего жизненного опыта, что помогает начать терапевтический диалог, который, в свою очередь, может иметь положительное влияние на решение существующих проблем. В одном из следующих разделов нашего протокола содержится обоснование использования метода «противоположностей».

На рис. 1 изображена исходная позиция ладоней на первом этапе четырехступенчатой системы творческого процесса на базе протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».

Задайте пациенту вопрос, «Какая из рук кажется Вам более теплой, а какая – более прохладной?» Иногда пациенты спрашивают, что психотерапевт имеет в виду под этим вопросом. Психотерапевту следует ответить: «Обычно люди не осознают, что некоторые части тела по ощущениям могут быть теплее или прохладнее, пока не обращают на это особое внимание. Это хорошее упражнение, которое развивает сознание и помогает прислушаться к собственному телу. Оно активизирует направленное внимание, творческую деятельность и позитивные ожидания для пробуждения Ваших собственных способностей к самоисцелению. Сама по себе мысль о том, что одна рука может быть теплее или прохладнее другой, улучшит Вашу чувствительность к теплу и холоду».

Рекомендуется подождать 2 минуты, после чего попросить пациента отметить, насколько реальными, сильными или яркими кажутся ему ощущения в ладонях по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, ту степень ощущений, которую отмечает испытуемый.)

2. Сильнее — Слабее? Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . . 100%

Спросите у пациента, которая из рук кажется ему более сильной или более слабой? Через пару минут снова задайте вопрос, “Насколько реальные, сильные или яркие для Вас ощущения по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, которое отмечает испытуемый.)

3. Ребенок — Взрослый? Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . . 100%

Попросите у пациента обратиться к его личной памяти . . . «Какая из рук по Вашим ощущениям соответствует Вам сейчас, а которая — кажется Вам более похожей на Вас в детстве?» Через 2 минуты спросите у пациента, “Насколько реальные, сильные или яркие для Вас ощущения в руках по шкале от 100% (абсолютно реальные) до 0% (совсем нереальные)?” (Терапевт записывает число, которое отмечает испытуемый.)

Контраст между настоящим и воспоминаемым временем помогает усилить фокус внутреннего внимания, любопытства, и позитивного ожидания от самого себя и готовит пациента ко второму этапу творческого исцеляющего эксперимента.

Этап 2: Зарождение, анализ прошлых проблем с целью формирования позитивной мотивации и мобилизации внутренних ресурсов в рамках протокола

Из исходной зеркальной позиции ладоней (первый этап 4-х ступенчатого творческого процесса, в рамках протокола ТПГОИ) попросите пациента очень медленно опускать одну из рук, одновременно просматривая источник и развитие своей проблемы, таким образом фокусируя свое внимание и формируя ожидание получения доступа к тем участкам нервной сети мозга, которые содержат информацию о решении его проблемы, причинах неадаптивного поведения и сознании (Rossi, 2002, 2004, 2007). В этих участках содержатся воспоминания, которые необходимо будет скорректировать, позволяя, таким образом, процессам деятельности, экспрессии генов и пластичности мозга проходить и развиваться в эволюционной и адаптивной манере (Rossi, EricksonKlein & Rossi, 2008).

4. Проблема и противоположность: Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . 100%

Спросите у пациента «Какая рука выражает Ваши переживания (проблему, опасение, симптом), а какая – противоположные ощущения?». Две минуты спустя, задайте вопрос: «Насколько реальны, сильны и ярки Ваши ощущения в руках по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Запишите число, названное пациентом). Запись «процента реальности ощущений» помогает сфокусировать внимание, повысить процент позитивного ожидания и активизировать участки мозга пациента, которые содержат информацию о решении проблем, трудностей и мотивации к поиску творческих способов исцеления на всех уровнях, от сознания до поведения и психофизиологии через активность, экспрессию генов и пластичность мозга.

5. Анализ негативного прошлого опыта: Реальность % 0%. . . . . . 50% . . . 100%

Скажите пациенту: «Позвольте той руке, в которой сконцентрированы Ваши переживания (проблема, опасение, симптом) начать очень медленно двигаться, самой по себе. В то же самое время позвольте Вашему сознанию наблюдать историю Ваших переживаний (проблемы, опасения, симптома), воспоминания, связанные с ними, чувства, которые они вызывают, с самого момента появления до сегодняшнего дня».

Терапевтическая модель заключается в том, что рука пациента медленно опускается, как показано на рис. 2. Если у пациента начинают проявляться негативные катартические реакции (например, он хмурится или начинает плакать), терапевт может оказать эмоциональную поддержку пациенту, используя эмпатию и косвенные эвристические методы (позитивные одобряющие внушения, Rossi, 2002, 2004; Rossi & Rossi, 2007,), такие как:

«Правильно! Хватит ли Вам мужества,.. чтобы позволить Вашей ладони и руке опускаться самой по себе,… в то время, как Вы наблюдаете за каждым новым воспоминанием, которое у Вас возникает?»

«Позволяя Вашему сознанию наблюдать каждое воспоминание ровно столько, сколько Вам необходимо,.. затем Вы переходите к следующему воспоминанию, которое само по себе «всплывает» в Вашей памяти».

«Совершенно верно! Позвольте себе найти в себе мужество продолжать,.. но только до тех пор, пока у Вас есть такая необходимость… прочувствовать все личные внутренние переживания».

«Именно так! …в то время как другая часть Вас, мудро наблюдает,.. Вы научаетесь заботиться о себе …и ожидаете наилучшего возможного разрешения».

Подобный терапевтический анализ называется «неудача-безопасность»; это означает, что так называемый «провал» на самом деле является просто неумением человека решать свои проблемы адекватным путем. Самый простой способ научить человека понимать, каким образом можно достичь желаемого терапевтического эффекта, — это предоставить ему возможность наблюдать за другими пациентами, которым проводится терапия с помощью протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Подобное наблюдение, которое, например, может проводиться в группе, помогает зеркальным нейронам в мозге пациента приобретать необходимый психосоциальный опыт, который пациент впоследствии смог бы использовать в собственной терапии. Терапевтический анализ переживаний является безопасным методом, так как не представляет собой «повторное переживание травмирующих событий», а позволяет проанализировать прошлый негативный опыт в безопасной среде (Foa, 2008). «Безопасность» метода заключается в том, что негативные воспоминания и эмоции бережно воспроизводятся и тщательно ограничиваются при «извлечении» из подсознания с помощью проецирования на одну руку пациента. На другой руке всегда находится нечто противоположное отрицательному опыту, нечто, что создает баланс (предполагаемые позитивные внутренние ресурсы человека, которые активизируются при прохождении этапа 4: исследование проблемы и ее противоположности). Когда «проблемная» рука, наконец, опускается до уровня бедра, психотерапевт должен спросить пациента «Насколько теперь реальны, сильны и ярки ощущения по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Терапевт записывает число, названное пациентом).

Теперь психотерапевт должен помочь пациенту перейти на ступень 3 творческого процесса при помощи слов: «Замечательно… Вы отлично справились,… теперь Вы можете быть готовы к устранению Вашей проблемы (переживания, опасения или симптома)».

Этап 3: Вдохновение, содействие творческому процессу воспроизведения генов и сознания

На этом этапе человек переживает ощущения, близкие к озарению (знаменитый выкрик «Ага!» или «Эврика!»), описания которых можно найти в древних и современных литературных источниках, а также работах по нейронауке (Ehrenberg, 2010) (см. рис. 3). Обычно считается, что творческое озарение, разрешение проблем и исцеление – это спонтанные процессы. Пациенты испытывают удивление и радость, когда у них возникает творческая идея. Многие люди не считают свою собственную уникальность важным фактором, так как никогда раньше не обращались к ней. На данном этапе задача психотерапевта – помочь пациенту осознать и принять ценность ощущения «новизны» и творчества, которое возникает спонтанно и неожиданно. Зачастую на этой стадии у пациента появляются возможные способы решения проблемы, однако он может посчитать их бессмысленными, потому что не сталкивался с ними раньше. Психотерапевт, в свою очередь, должен поддержать их!

6. Позитивная реальность настоящего и будущего: Реальность % 0%. . 50% . . . 100%

Использование эвристических методов помогает человеку испытать необычный Нуминозно-нейрогенный эффект. Новизна протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» заключается в том, что данный эксперимент может стимулировать у пациента нуминоз (высоко мотивированное состояние сосредоточенного внимания, позитивное ожидание, изумление и концентрация), который пробуждает процессы деятельности, экспрессии генов и пластичности мозга (Atkinson et al., 2010; Rossi, 2002, 2004, 2007; Rossi et al., 2008). Психотерапевт продолжает управлять поведением пациента, медленно опуская другую руку, как показано на рисунке 1с., сопровождая свои действия словами:

«Теперь позвольте Вашей руке медленно опуститься. По мере движения руки у Вас могут появиться новые возможности для решения Вашей проблемы… Начинает ли Ваша рука медленно опускаться по мере того, как Вы испытываете нечто новое?.. Исследуйте все Ваши надежды, самые интересные и удивительные возможности исцеления и улучшения самочувствия… Подумайте о наиболее волнующих и захватывающих событиях в Вашей жизни… Создайте вокруг себя самый лучший из возможных миров, наслаждайтесь собой и своими мечтами!»

Эта тонкая грань перехода от трудностей и анализа прошлых проблем на этапе 2 к новым, приносящим радость возможностям на стадии 3 можно проследить по легким изменениям выражения лица пациента. Внимательно следите за переходом от негативных эмоций, стресса, грусти и конфликта (на этапе 2) к выражению поиска и ожидания, которое обычно сопровождается легкой улыбкой или даже коротким смешком. Иногда признаками перехода на стадию 3 могут быть другие поведенческие симптомы, сигнализирующие об ощущении положительных ожиданий и наслаждения: спонтанный утвердительный кивок головы, покачивание или поглаживание самого себя. Теперь психотерапевту следует поддержать эти положительные изменения, используя косвенные процессуальные внушения, такие как:

«Вы сейчас ожидаете чего-то приятного и неожиданного?.. Что из того, что Вы ожидаете, является наиболее интересным и важным для Вас?»

«Просто допускайте и продолжайте исследовать источник Вашей силы, который поможет Вам справиться с проблемой»

«Да, понимая ценность этого, настолько полно, насколько Вам необходимо, пока Вы продолжаете проявлять заботу о себе, Ваша рука может в конечном итоге расположиться на Вашем колене».

Когда рука пациента, наконец, опустится на бедро, психотерапевту рекомендуется задать вопрос: «Насколько реальны, сильны и ярки Ваши новые позитивные возможности и чувства, что Вы можете изменить свою жизнь, по шкале от 100% (абсолютно реальны) до 0% (совсем нереальны)?» (Терапевт записывает число, названное пациентом).

Далее следует помочь пациенту совершить переход от этапа 3 к этапу 4, используя фразу: «Замечательно! Можете поздравить себя с прекрасно проделанной работой! Теперь Вы можете подготовиться к устранению Вашей проблемы (переживания, опасения или симптома).

Этап 4: Интеграция, Навыки самопомощи и проверка реальности

Психотерапевт оптимизирует Этап 4 (см. рис.4) следующими способами: (1) проведение дискуссии после процедуры для оценки опыта пациента, (2) помощь пациенту преобразовать симптомы в сигналы, а психологические проблемы в ресурсы. Для облегчения перехода на стадию 4 используйте следующие косвенные внушения (Rossi, 2002, глава 9):

«Когда… (пауза)

1. Часть Вас знает, что может продолжать творческую работу полностью самостоятельно в любое удобное для Вас время [пауза].

2. И когда Ваш сознательный ум это услышит, он поможет Вам определить нужный момент для того чтобы «включиться» [пауза]. Можете ли Вы почувствовать, что этот сигнал, означает, что пришло время потянуться, открыть глаза и придти в полное ясное сознание. Теперь Вы можете обсудить каким образом Вы можете использовать Ваш опыт, чтобы помочь себе и окружающим в повседневной жизни?

«Удобное для Вас время» и «нужный момент, чтобы включиться» определяются ультрадианными ритмами, которые являются частью Основного цикла деятельности и отдыха, который повторяется каждые 90-120 минут в течение суток. Скрытые эвристические методы позволяют людям «запрограммировать» свой организм на повышение генной экспрессии, пластичности мозга и самоисцеления в «наиболее подходящее время» в период циркадианного цикла. Психотерапевт может использовать скрытые эвристические мемы для оптимизации эволюционных, адаптивных и конструктивных аспектов деятельности сознания пациента, которые направлены на заботу о себе и окружающих (Rossi, Erickson-Klein, Rossi, 2008):

«Остались ли у Вас какие либо впечатления, которыми Вы хотели бы поделиться?»

«Какие новые удивительные и неожиданные ощущения, появились у Вас?»

«Что было для Вас наиболее значимым, что могло бы изменить Вашу жизнь?»

«Насколько часто Вы будете напоминать себе повторить терапию в течение дня?»

«К чему Вы пришли после терапии?»

«Как этот опыт изменит Вашу жизнь?»

«Что Вы будете делать, чтобы Ваша жизнь изменилась?»

Способом оценки терапевтического прогресса, разрешения проблемы и исцеления является шкала состояния пациента до и после применения протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления».

Повторение терапии при необходимости: если уровень снижения стресса и симптомов составил менее 50%, продолжите терапию словами «Если Вы чувствуете, что способны на еще один творческий опыт прямо сейчас, который позволит Вам достичь более удовлетворительного состояния, тогда, пожалуйста, закройте глаза на несколько секунд. Это поможет Вам получить все необходимое на данном этапе».

Если снижение уровня стресса или симптомов и после 2 или 3 попыток снижается менее чем на 50%, подбодрите пациента: «Вы знаете, что Ваше тело и сознание живут по законам ультрадианного цикла. Самоисцеление и разрешение проблем в естественном цикле происходит примерно каждые 2 часа в течение суток, даже ночью, во время сна. Прислушайтесь к себе, и, возможно, Вы заметите, что улучшение самочувствия и исцеление происходит само по себе».

Финальный уровень стресса и симптома (0% лучший результат)_______

Уверенность (100% лучший результат)_________

7. Позитивные внутренние изменения: 0%, 100%; позитивные внушения самому себе: 0%, 100%

Данная стадия соответствует четвертому этапу творческого процесса, на которой у пациента появляется возможность оценить значение озарения, полученного на этапе 3, и задуматься над тем, как реальность будет «тестировать» его сейчас и в будущем. Шкала «Внутренние изменения 0% — 100%» определяет степень готовности человека понять и принять изменения его собственного мышления, эмоций и поведения.

Шкала «Рекомендации самому себе 0% — 100%» означает степень (%), с которой пациент готов предоставить самому себе позитивные и удовлетворяющие его ответы.

Субъективный расчет времени (мин.): 0-5, 6-10, 11-20, 21-30, 31-40, 51-60+

Немедленно после эксперимента (после завершения этапа 4, когда пациент открывает глаза, хотя обычно его не просят даже их закрывать), пациенту задается вопрос (при этом он не должен смотреть на часы), сколько, по его ощущениям, прошло времени с начала терапии. Это Субъективное приблизительное время пациента рассчитывается в минутах.

Реальное время (мин): 0-5, 6-10, 11-20, 21-30, 31-40, 51-60+

Это фактическое время, которое заняла терапия – психотерапевт должен его зафиксировать.

9. Ментальная погруженность: (Реальное время/Субъективное время)*100 = ________%

Психотерапевту необходимо рассчитать уровень психической погруженности пациента с помощью «несоответствия времени», что с недавнего времени считается надежным показателем позитивного вовлечения в процесс и положительных ожиданий, которые являются характеристиками творческого и терапевтического мышления (Naish, 2007). Например, терапия по протоколу «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления» в реальности проводилась 20 минут (по часам психотерапевта). Сразу после завершения терапии (к примеру, когда пациент открывает глаза, потягивается, меняет позу) психотерапевт задает вопрос: «Как долго, по-Вашему, длилась терапия (транс, гипноз, медитация и т.д.)?» Пациент отвечает: «Около 5 минут». Производим расчет: 20 минут делим на 5 минут и умножаем на 100, получаем в ответе 400%. Фраза «психическое погружение — 400%» может показаться странной, однако этот показатель отражает степень сфокусированности и активности пациента в процессе терапии в рамках протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления». Мы интерпретируем данный показатель теста, как способность человека погружаться в терапию настолько глубоко, что он «теряет чувство времени» и не может правильно определить длительность терапии. Это состояние крайне типично для ситуаций, когда человек занимается творческими, важными и высоко мотивирующими видами деятельности, что, в свою очередь, «запускает» процессы генной экспрессии и пластичности мозга для исцеления и разрешения проблем на молекулярном, геномном и нейронном уровнях.

10. Уровень снижения стресса: (Уровень стресса до терапии/Уровень стресса после терапии)*100=_________%

Психотерапевт спрашивает у пациента, насколько отличается выраженность стресса (или симптомов) после терапии по сравнению с ощущениями до ее начала. Подсчет снижения стресса осуществляется по указанной выше формуле. Например, до начала терапии пациент оценивал уровень стресса в 90%, после ее завершения процент снизился до 10%. Расчет: 90%/10% = 0,9/0,10 = 9 * 100 = снижение стресса на 90%.

11. Удивление: 0% … 100%.

Попросите пациента оценить, на сколько процентов по шкале от 0% до 100% их удивлял каждый аспект терапевтического опыта. Данные в области нейронауки подтверждают, что чувство удивления, новизны и творчества активизируют процессы генной экспрессии и пластичности мозга, что и является молекулярно-геномной основой протокола «Творческий психосоциальный геномный опыт исцеления», а также психотерапии и реабилитации в целом, процессы которые нам хотелось бы оценивать и упростить с помощью данной шкалы.

12. Уверенность: 0% … 100%.

Попросите пациента оценить по шкале от 0% до 100%, насколько он уверен в ценности полученного терапевтического опыта для решения проблем и устранения симптомов, а также методов самоисцеления, с которыми он познакомился в процессе терапии. Психотерапевту следует записывать любые переживания пациента, связанные с радостными, удивительными, неожиданными и позитивными аспектами терапии. Эти спонтанные проявления творческого опыта исцеления, особенно те, которые возникли на этапе 3 и 4, представляют большую ценность для дальнейшего закрепления положительных результатов психотерапевтом.

Образование: Начальное Средняя школа Колледж Высшее Докторская степень

Возраст: 0-9 10-19 21-29 30-39 40-49 50-59